Сны завода

Статья о Стеклянной сказке Тулуна в журнале "ЖГИ!"

Стеклянная сказка Тулуна.


Римская печь в сибирской глубинке.

В 1963 году в городе Тулуне был запущен стекольный завод. Производство перекочевало из Иркутска, по причине строительства ГЭС и, как следствие, планируемого затопления обширных территорий. Предприятие изготавливало оконное и прокатное стекло, бутылки, посуду и разнообразную сувенирную продукцию. На заводе выпускали и сам полуфабрикат для производства – стеклянные дроты. Этот цех был единственным на пространстве от Сибири до Урала.
В 90-е годы завод проделал тот же путь, что и многие подобные предприятия в то время: переходя из рук в руки, от одних собственников к другим, меняя технологические линии, сокращая штат, постепенно угас и закрылся.
Но дух стекольного производства видимо не ушел из этих мест. Потому что появились люди, заинтересованные в появлении здесь музея и культурного центра. В 2017 году, в рамках проекта «Стеклянная сказка Тулуна» здесь была открыта мастерская для производства сувениров из стекла. А позже - и музей. Руководитель проекта - Юлия Булдакова привлекла к этому мастеров, некогда работающих на здешнем стекольном заводе. Для первых изделий было использовано простое бутылочное стекло, что вдобавок еще и экологично.



- Юлия, с чего начался этот проект?
- У нас маленькая общественная организация, которая существует с 2005 года. Мы занимались тем, что проводили локальные городские мероприятия, события и конкурсы. В 2017 году Благотворительный фонд Тимченко объявил конкурс «Культурная мозаика: партнерская сеть». И мы озадачились, какая тема действительно важна для территории, какие смыслы ее цепляют, хотят ли люди вообще каких-то изменений. Тогда, в первый раз, мы провели стратегическую сессию с жителями города и администрацией. Два дня мы обсуждали проблемы и достоинства нашего маленького города. Одно из предложений поступило от Екатерины Владимировны Кузнецовой, заведующей детским садом. Она предложила вернуть городу тему стекла. Не возрождать завод, что физически невозможно, а именно как-то вспомнить, что тут были стеклодувы, стекловары, технологи. И мы решили попробовать. Кто-то из зала усомнился и высказался, что у нас ничего не получится, что все это слишком сложно. И у меня с тех пор появилось такое правило: если кто-то говорит, что ничего не получится – точно надо брать! Это значит, что человека что-то зацепило на каком-то глубинном уровне, какой-то триггер сработал! Так и вышло. Мы стали раскручивать эту тему, собрали всех, до кого могли добраться: стекольщиков, стеклодувов, технологов, некогда работающих на Тулунском заводе, даже бывшего директора! Получилось человек 12. Пригласили мэра, депутатов, продемонстрировали купленную на деньги фонда Тимченко муфельную печь, показали первые стеклянные пробы. Спросили, как они все относятся к тому, что мы хотим возродить тему стекла. Стекольщикам было очень приятно, что про них вспомнили. Это ведь люди, которым уже по 70-80 лет! Мы поняли, что мы делаем все правильно и стали писать продолжение проекта. Благодаря фонду мы смогли приобрести ручной инструмент и несколько муфельных печей для мастерской.

Испытание водой.
Как вы, скорее всего, помните из новостей, в 2019 году Тулун стал жертвой колоссального наводнения, буквально уничтожившего часть города. Юлия с замиранием сердца и с гордостью рассказала мне про тот переломный период:
- Был соблазн уехать из города, но мы приняли принципиальное решение остаться и помогать тем, кто пострадал. Тогда мы отчетливо поняли, что мы не просто культурный проект, а нечто большее. Мы создали стихийно-аналитический центр «Люди места», распределяли гуманитарную помощь. Это нас закалило. Мастерскую после наводнения мы восстановили. Фонды помогли.
И можно смело сказать, что команда прошла испытание водой. А город возродился и стал только краше, благодаря финансированию из Москвы.
Борьба за огонь.
В 2021 году администрация города предоставила команде, в безвозмездную аренду, помещение под будущий музей. Первая же выставка, прошедшая в новых залах, была посвящена сувенирной продукции бывшего завода, что красноречиво отразилось в ее названии: «Кони, рыбы и быки». В экспозиции участвовали как изделия мастеров завода, так и современные работы. Часть экспонатов были принесены в дар музею самими тулунчанами.
Но главным гвоздем программы открытия музея и творческой площадки стало беспрецедентное строительство и обжиг дровяной стекольной печи, созданной по древнеримскому образцу.
- Юлия, а расскажите поподробнее про постройку Римской печи!
- Еще в 2018 году у нас была идея практического сотрудничества с художественной академией Штиглица г. Санкт-Петербурга, мы общались с Игорем Борисовичем Томским, профессором кафедры керамики и стекла, по поводу поддержки и помощи. Хотели сделать уличную программу, с постройкой римской стеклоплавильной печи. Это ведь уникальный для России проект. Игорь Борисович поддержал, приобщил преподавателей и выпускников кафедры, в частности Веру Садкову, которая изучила вопрос и нарисовала схему печи. Запуск проекта произошел в августе 2021 года. Наш печник очень быстро собрал печь по чертежам, сделал всё прямо идеально! Мы заказали заранее горшки для стекломассы, ребята привезли инструменты, был организован приезд преподавателей и выпускников Академии Штиглица на запуск печи. Топили денно и нощно, несколько дней, дровами. Кто-то тогда сказал, что в Древнем Риме для этого использовали рабов, так что мы были в их шкуре это время. Потом от местных жителей поступило предложение перейти на протопку углём, что ускорило подъём температуры. Но дойдя до 900 градусов подъем прекратился, и выше печь уже не грела. На протяжении обжига к нам со всего города заходили бывшие стеклодувы и работники завода, прознав, что у нас тут идет работа с живым огнем. И, в первую очередь, это были истории про память. Люди рассказывали о прошлом, брали в руки инструмент, придавались воспоминаниям о том, как они когда-то держали в руках такой-же. Это было по-настоящему «горячо»! И несмотря на то, что мы не дошли до требуемых 1150 градусов, я считаю, что нам всё удалось. Начало положено. Мы уже поговорили с печником, который предложил модернизировать печь, перестроить ее с учётом полученного опыта.
Команда, приехавшая из Питера, состояла из преподавателей и студентов Академии Штиглица –Вера Садкова, Валерий Авдеев и Никита Моисеев, на связи с нами постоянно находился Игорь Томский.
- Вера, расскажи поподробнее про печь! Из чего она собрана? Какие выводы вы с коллегами сделали после первого обжига?
- Печь построена из огнеупорного кирпича на специальном растворе (смесь песка и глины с добавлением сена). Схемы были взяты из зарубежной научной статьи, где описывался подобный же опыт строительства римских дровяных печей. Несмотря на то, что габариты печи были выдержаны в соответствии с рекомендациями из статьи, она оказалась очень большой. Это было удобно с точки зрения эргономики для работы мастера-выдувальщика, но для прогрева внутренней камеры требовалось очень много ресурсов (дров). В следующий раз надо перестраивать печь (поднимать топку, уменьшать размер внутренней камеры, добавлять колосники, поддув воздуха и еще некоторые мелочи). Нужно чтобы плавильный тигель был как можно ближе к топке — именно там была высокая температура, которая позволяла плавить даже металл (у нас расплавлялся конец кочерги). Достигнутой температуры (900 градусов) хватило только чтобы сделать заготовки для выдувания стекла…
Приятно осознавать, что в далеких маленьких городах нашей страны происходят такие горячие события. Городу вернули душу, теперь в него потянутся творческие люди, студенты и даже туристы. Команда прошла испытание водой и огнем. Осталось пройти через «медные трубы» популярности проекта!
Напоследок, дадим слово Юлии Булдаковой.
- Каким вы видите будущее вашего культурного центра?
- Теперь мы видим себя, как пространство для арт-резиденции. У нас есть очень много различного оборудования. Муфельные печи, точильные станки, ручной инструмент и тд. Если мы доведем до ума эту печь, а в добавок соберем электрическую стеклоплавильную печку – мы сможем полноценно заниматься выдуванием. Сейчас наши техники – это фьюзинг, моллирование, тиффани, лэмпворк. У нас уже проходят практику студенты отделения ДПИ Тулунского педколледжа. Это художники, дизайнеры, которые работают со стеклом и керамикой. И это долгоиграющая история! Так что город, на сегодняшний момент, получил обратно тему стекла. История получилась очень живая, со смыслом! И она еще не закончена!